+7 (920)129-33-09
mariamark86@yandex.ru
Доставка по всей России

Читаем экспедиционный дневник

Раньше на деревне пожар обходили с иконами.

Помогает при пожаре икона Божьей Матери Неопалимая Купина. Такая икона должна быть в любом доме. Это может быть и другая икона, например, Казанской Божьей Матери или Николая Чудотворца. Существуют молитвы, которые нужно произносить на пожаре. По наблюдениям очевидцев, после того, как пожар обошли с иконой и молитвой, стихает ветер, огонь как бы оседает, теряет свою силу. Перестают летать «галки», т.е. горящие щепки.   Быкова Ольга Емельяновна отмечает, что во время пожара на складе древесины в Кировской области, после обхода с иконой огонь стал гореть как свечка, пламя не отклонялось ни в ту, ни в другую сторону, угроза распространения пожара снизилась. В рассказе Беловой Любови Александровны описано настоящее чудо, когда удалось сохранить 4 дома в центре горящей деревни в Весьегонском районе Тверской области. Виноградова Татьяна  Алексеевна рассказывает,  как они с соседкой с помощью икон остановили горение сухой травы и не дали огню подойти к деревне. Валентина Павловна Виноградова считает, что неважно, с какой иконой обходить пожар, любая может помочь, потому что на иконах – святые и великомученики, наши заступники. По её же мнению, молиться можно своими словами, прося у Господа защиты, ведь во время беды слова нужной молитвы могут просто не вспомниться.

Помимо иконы и молитвы по народному поверью потушить пожар могут освящённые пасхальные яйца. Медведева Любовь Михайловна, говорит, что нужно обежать с яйцом три раза вокруг пожара и бросить его в огонь. Так всегда делали на нашей родине в Никольском районе. Мама всегда хранит пасхальные яйца у иконы. Перед Пасхой старые яйца кидает в печь, а после службы кладёт к иконе новые.

Быкова Ольга Емельяновна рассказывает, что у них на родине в Кировской области пожар тоже обходят с пасхальными яйцами. Ещё там в огонь кидали «яйца с пороши, маленькие такие яички». Ольга Емельяновна объяснила, что это первые яйца от молодок.

Несколько лет назад Сорокина Надежда Ивановна после пасхальной службы говорила нам: «Девки, свечечку пасхальную не теряйте, она убережёт от попадания в дом молнии».  К сожалению, Надежды Ивановны уже нет в живых, а свечки, с которыми мы стояли во время службы в Пасху, мы храним за иконами. Белова Любовь Александровна рассказывает, что в дома одной и той же семьи в Сурковском сельском совете молния ударяла три раза. Молжет быть, молния – это действительно Божья кара.

Исполнители:

  1. Цветкова Елена Викторовна, 1959г.р., родилась в д. Б.Шерманга Батранского с\с Череповецкого района, проживает в д.Афанасово Югского поселения.
  2. Белова Любовь Александровна, 1959г.р., родилась в д.Горка Череповецкого района, проживает в д. Афанасово.
  3. Виноградова Валентина Павловна, 1952г.р., родилась в д.Шелково, проживает в г.Северодвинске.
  4. Сорокина Надежда Ивановна, 1925г.р., родилась в д.Григорево Мяксинского с\с, скончалась в 2009 году.
  5. Быкова Ольга Емельяновна, 1932 г.р., Кировская область, проживает в д.Афанасово
  6. Виноградова Татьяна Алексеевна, 1943 г.р., родилась в г.Вологда, проживает в д.Чикеево Телёпшинского с/с Череповецкого района.
  7. Медведева Любовь Михайловна, 1971 г.р., Никольский район, проживает в д.Батран.

Из доклада Медведевой О. "Пожары"

МОУ "Домозеровская СОШ" 

Научный руководитель Белова Любовь Александровна (МОУ «Батранская ООШ»)

половик заказать

 

 В народе существует множество примет, которые предвещают пожар или другую беду:

 - если белка в деревню приходит – к пожару (Медведева Л.М.);

- если кукушка прилетела в деревню – жди пожара или какой другой беды (Малышева И.А., Быкова О.Е.);

- если собака воет и морду подняла кверху, значит,  пожар будет, а если мордой в землю – к покойнику (Быкова О.Е.);

- если ворона села на конёк дома, то какая-то беда в доме будет (Быкова О.Е.);

-  нельзя утром раздувать огонь, не помолившись Богу, от этого бывают пожары (Виноградова В.П.)

- если из печки выпал кирпич – может быть пожар (Цветкова Е.В.).

Исполнители:

  1. Цветкова Елена Викторовна, 1959г.р., родилась в д. Б.Шерманга Батранского с\с Череповецкого района, проживает в д.Афанасово Югского поселения.
  2. Виноградова Валентина Павловна, 1952г.р., родилась в д.Шелково, проживает в г.Северодвинске.
  3. Быкова Ольга Емельяновна, 1932 г.р., Кировская область, проживает в д.Афанасово
  4. Медведева Любовь Михайловна, 1971 г.р., Никольский район, проживает в д.Батран.

Из доклада Медведевой О. "Пожары"

МОУ "Домозеровская СОШ" 

Научный руководитель Белова Любовь Александровна (МОУ «Батранская ООШ»)

купить половик

 

      Виды поясов и способы их изготовления в Череповецком районе Вологодской области.

      В наших экспедиционных материалах встречаются разные названия поясов: «опояска», «кушак», «мотоуз». 
       Александра Алексеевна Смирнова 1906 г.р. рассказывает, что мотоуз делали так: "…сделаём изо льну 3 плети и скидаём верёвочкой. Совьём плотно, хорошо, с кистям наделаешь". Капитолина Ивановна Иванова вспомнила, что мотоузом назывался станок для витья веревок изо льна. Таким образом, можно предположить, что пояс мотоуз вился по типу веревок. 
        В экспедиции в Белозерском районе нам рассказали, что кушаками опоясывали верхнюю одежду только мужчины. Кушаки были шириной в два пальца, шили из красной покупной ткани (Костромин Александр Федорович 1919 г. р.). Наши информаторы говорят о нескольких способов изготовления поясов: тканье на станке, бердышке, кружках; упоминается о тканье пояса на маленьком станочке, на коклюшках.
         Больше информации о поясах, вытканных на ткацком станке. Ширина этих поясов около 4 сантиметров. Основывали их на станке в одну пасму (30 ниток). Для основы брали льняные нити. По сведениям, записанным в Мусорском с/с Череповецкого района, иногда в основе пропускали красные нити. Уток был из разноцветных шерстяных ниток ярких цветов. Нитками утка вытыкался узор. Чаще всего это гуськи контрастных цветов. В Центре традиционной народной культуры и ремёсел Кадуйского района есть пояс, состоящий из квадратов, разделенных на две половины ступенчатыми треугольниками разных цветов. В экспедиционных материалах по Устюженскому району в фонде ГОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры» г. Вологда есть уточный пояс, который тоже состоит из разноцветных квадратов, внутри каждого квадрата ступенчатый ромб другого цвета. 
         У большинства поясов на концах встречаются кисти, состоящие из трех косичек, сплетенных из нитей основы или из шерстяных нитей с шерстяными бубенчиками на них. В Мусорском с/с Череповецкого района нам рассказали, что такие пояса носили только мужчины, обворачивая их вокруг пояса два раза и завязывая на левом боку. 

          В фонде ЦНТК есть два пояса, вытканные на кружках. Интересны эти пояса тем, что на них есть надписи. Обычно на таких поясах вытканы слова молитвы, на поясах, с которыми мы познакомились, вытканы тексты частушек и любовных посланий. Например, на поясе, хранящемся у нас, встречается такой текст: «Наша риченька ростаяла  ледочик потонул мине икнулось». Этот пояс интересен еще и тем, что слова расположены двумя рядами: пояс по цвету делится на две продольные полосы, в которых слова расположены одно над другим. В других подобных поясах слова расположены по ширине всего пояса. Есть сведения о том, что такие пояса делали в с. Дермянинском.

           Ширина поясов, сотканных на кружках около 1 сантиметра, а длина около 2 метров. Чаще всего встречаются пояса, сотканные из крашеных шерстяных ниток, но у нас есть пояс и из  цветных льняных ниток. У всех поясов, сотканных на кружках, по краям пущены красные нити.

           Об остальных способах изготовления поясов: на маленьких станках, коклюшках, бердечке, сволочке есть лишь единичные сведения, которые требуют  уточнения и доработки.

(по экспедиционным материалам МУК ЧМР «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»)

Из доклада Кулевой М. "Пояс в традиционной народной культуре"

Научный руководитель: Кузьмина Т. А. 

Обетные полотенца вешали в церкви или часовни по обещанию. До сих пор полотенца по обещанию вешают на роднике в д. Фролово. На святом источнике в д. Богоявленское нам рассказали, что "если полотеничка нет, дак надо хоть от одежды что-нибудь оторвать и повесить на дерево у родника, чтоб болезни остались вместе с этой тряпочкой"

Исполнитель  Морошкова Е. В., 1958 г.р. 

(по экспедиционным материалам МУК ЧМР «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»)

Из доклада Кулевой Марии "Обрядовые фукции пояса и полотенца"

Научный руководитель: Кузьмина Т. А. 

 

 

 

Основное количество этнографических сведений о ритуальной функции полотенца, записанных нами,  относится к похоронно – поминальным  обрядам. Когда человек умирал, на передний угол вешали полотенце, которое висело там до сорокового дня. 

«Полотенечко, умрет, дак до сорокового дня висит на столбике в переднем углу,.. А как сороковой день будет, отведут, а это в реку снесут… Говорят, всё ходит до сорокового дня мертвец – то, а потом уж…» (…)  « Дак и платик вешали, как умрет человек. Снимают платик и пойдут провожать уж это в сороковой день. Пойдут провожать : платик этот сожгут и проводят и всё… Это теперь только жгут, а раньше всё время в воду опускали. Ведут уж этова покойника на Забыть – реку, поведут в сороковой день. Она  /душа / уж будет родину забывать. … Всё уж больше на родину не придёт. И платик этот она уж ищет в реке. … А до сорокового дни она всё ходит, человек ходит всё… Придёт, скажетцы, мы повоем И этот платик висел, что как будто придет она, вытретцы этим платиком.»

Исполнитель: Мокрякова Анна Ивановна 1910 г.р. д.Верховье. Коротовский с/с. Череповецкий район.

(по экспедиционным материалам МУК ЧМР «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»)

Из доклада Кулевой Марии "Обрядовые фукции пояса и полотенца"

Научный руководитель: Кузьмина Т. А. 

Что такое "красный угол". - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ - А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ. - Каталог статей - ЗВОНОК НА УРОК

 

 

Игры «В чубаки», «В грудку» рассказанные Беляковой Александрой Исааковной 1916 г. р. Экспедиция ЦНТК 03.01.1993 в д. Бавленское Череповецкого района.

В чубаки
Для этой игры нужны чубаки. Чубаки – это деревянные чурочки по 25 см в высоту каждый. Играющие делятся на две команды по 6 человек. Играющие вставали друг напротив друга. В середине на расстоянии 5–10 метров от каждой команды расставляли чубаки. В расставленные чубаки кидали палки. Палки делали из сосны или из ели, они были длиной от 0,5 до 1 метра. Они были в меру увесисты и прочны. Та команда, игроки которой выбьют больше чубаков, каталась верхом на проигравших игроках.

В грудку
Игра «В грудку» напоминает игру «В чубаки», только в этой игре чурбачки ставили так: 2 стоя и 2 лёжа на них. Играющие должны были по очереди выбить палками чурбачки. Очередь устанавливалась так: проводили на земле черту в 10 метрах от игроков, все игроки кидали палки: кто дальше кинет, тот и первый.
В эти игры могли играть на деньги.

Игра в "Калечину-малечину", рассказанная Панфиловой Анной Васильевной 1928 г.р. Экспедиция ЦНТК 27.06.95 в д. Селище Кадуйского района.

Калечину-малечину
В старину играли в «Калечину-малечину»: игрок ставил на руку палку и должен был удержать её как можно дольше, остальные дети считали. При этом говорили: «Калечина, малечина, сколько часов до вечера». В деревне Селище Кадуйского района игрока, который держал палку, старались рассмешить, чтобы он её быстро уронил. Говорили такие слова: 
"Кура яица несла
По дороге растрясла"

(по экспедиционным материалам МУК ЧМР «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»)

Из доклада Марии Дерновой "Народные уличные игры"

Научный руководитель: Кузьмина Т. А. 

                  В Череповецком районе есть деревня Фролово. Возле неё, там, где раньше был хутор Шиловка, находится святой источник святого Пантелеимона Исцелителя. Раньше на этом месте стояла деревянная часовня святого Пантелеимона, а рядом в роще была каменная церковь. 9 августа, день памяти святого Пантелеимона Исцелителя был заветным праздником в д. Фролово. «Заветными» или «обещанными» назывались праздники, которые народ стал праздновать после какого-нибудь события: избавления от длительной засухи, падежа скота, исцеления от болезней. Старожилы вспоминают такую историю «завещания» праздника в д. Фролово: «больному мужчине приснился сон, что надо найти колодец Пантелиймону-исцелителю; он спросил: «Где?», ответили, что надо идти пешком (к источнику надо пешком ходить, трудиться надо ради Господа - везде пешком ходить); он пошел, нашел колодец, поставил церковь и вылечился». (Осипова Антонина Федоровна, 1923 г.р.) С этих пор каждый год 9 августа на источник стали приходить люди не только из деревни Фролово, но и из ближайших деревень. Возле родника было сделано две купальни: мужская и женская. В них крестили детей, купались люди, прося избавления от болезней. Мужчинам не разрешалось купаться в женской купальне, и наоборот. «Пантелиймон исцеляет – все у него воду берут для исцеления. Святой источник – это вечный молебен», – говорит Мария Алексеевна Чистякова.
                  После революции церковь разобрали по кирпичикам и увезли в Ергу, там построили столовую. Вспоминают, что «все люди, которые разбирали церковь, были парализованы». (Осипова Антонина Федоровна, 1923 г.р.) Источник был заброшен, но верующие люди приходили сюда и молились тайно. На месте церкви был выстроен «теремок», так местные жители называли небольшую деревянную постройку.

                  Новую жизнь родник получил в 90–х годах. Бывшая жительница хутора Шиловка Клавдия Алексеевна Громова тяжело болела, и ей приснился сон, что она должна восстановить родник в своей родной деревне. Она наняла мужчин, которые построили небольшую деревянную часовню на колодце, расчистила купальню.
                   В наше время на месте старой церкви стоит деревянная часовня. Над источником тоже выстроена часовня, на ней зеркальный крест, такой же, какой был раньше. Около этой часовни массивный каменный крест. Ниже колодца – купальня.
                    Каждый год 9 августа на родник собирается очень много народу, все в нарядной одежде, радостные. Поздравляют друг друга с праздником, поминают умерших на кладбище, которое находится рядом. Ещё меня удивляет, что многие мои знакомые считают своим долгом побывать на роднике в этот праздник.

                    Клавдия Алексеевна и другие бабушки рассказали, что нужно делать и как себя вести на роднике. Вначале нужно помолиться Богу в часовне и освятить родник. Для этого звали батюшку из Череповца. Если он не приезжал, то служили службу мирским чином: пели тропари Господу Богу, а потом тропари святому Пантелеимону Исцелителю. «Когда приходишь на святое место, надо сначала Господа позвать – он главный – прочитать молебен, а потом мученика Пантелиймона позвать». (Чистякова Мария Алексеевна, 1936 г.р.). Мария Алексеевна сама служила молебен у родника, для этого специально брала благословление у священника.
                     После молебна шли на колодец за святой водой, её набирали в чистую посуду. Этой водой пользовались весь год, говорят, «что её капля море святит» (К. А. Громова). Дома воду с родника могли лить в обычную воду, и она считалась святой. Клавдия Алексеевна сказала такие слова, которые нужно говорить, когда набираешь воду: «Пантелиймону Великомученику Исцелителю, помоли Господа Бога, чтобы Господь простил меня грешную, исцелил всякий недуг мой».
                      У колодца люди умываются водой со словами: «Спаси, сохрани раба Божьего (называют имя), дай бог здоровья на долгие годы» или «Святой Пантелиймоне Исцелитель, исцели все скорби и болести» (А. Ф. Осипова, К. В. Чистякова).
                    Сейчас около источника есть одна купаленка, вторая заросла травой. Раньше в этой купальне купались только женщины, сейчас купаются все, кто хочет выздороветь. Говорят: «выкупаешься – выходишь – тело как огонь».
                     В часовне на столе лежит сразу несколько скатертей, оказывается, их кладет по обещанию одна женщина, которая дала обет, что если выздоровеет, то каждый год будет привозить в часовню новую скатерть. Как и раньше, люди до сих пор жертвуют в часовню полотенца, скатерти, платки. Всё это увозится в храм и посвящается иконе святого Пантелеимона.

                      В деревне до сих пор рассказывают истории о чудесном исцелении водой из источника. Антонина Федоровна Осипова рассказала, что приехала из Санкт–Петербурга в свою родную деревню Фролово умирать, она почти не ходила. Клавдия Алексеевна Громова начала лечить её водой из родника, ставила на камень посреди ручья и обливала водой с молитвами. Улучшение наступило на 9 день. Моя мама бывает на роднике каждый год, она сказала, что Антонина Федоровна жива и после смерти К. А. Громовой следит за родником.      
                       Я видел мужчину, который выходил из купальни, его жена – пожилая женщина сказала, что четыре года назад была парализована, не могла ходить, дала обет ездить на родник каждый год, сейчас чувствует себя хорошо, ходит.
                       Таких историй очень много, почти все говорят, что вода из родника помогает лечить органы движения.

 

  Исполнители:

  1. Громова Клавдия Алексеевна 1930 г.р.
  2. Осипова Антонина Федоровна 1923 г.р.
  3. Чистякова Мария Алексеевна 1936. г. р.

 

(по экспедиционным материалам МУК ЧМР «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»)

Из доклада Кузьмина Георгия "Святой источник в д. Фролово"

 

Научный руководитель: Кузьмина Т. А.

 

 

06-05-2015
Егорьев день
06-05-2015

Сегодня 6 мая Егорьев день (Его́рий Ве́шний, Юрьев день).
В этот день проводили обряд первого выгона скота.

По нашим экспедиционным данным об обходе скота в Егорьев день, почти все наши информаторы вспоминают о том, что на пастухе обязательно должен быть пояс, а за поясом – топор. «Этот надет у ево (пастуха) ремень ли тут, кушак ли. И топор за опояской, чтобы в засеки скотина не попадала, не уходила» (Аграфена Куприяновна Белова 1911 г.р.).

При первом выгоне скота хозяйка с утра надевала пояс, а перед тем как открыть ворота скотине, этот пояс с себя снимала, поднимала его на вилы вместе с соломой и шерстью, состриженной с хвоста коровы, и расстилала у вшот, говоря следующие слова: «Чернухонька-матушка, как дёржишьси своего хвоста, так держись своего двора, своих хозяина и хозяюшку, дворового и дворовую» (Анна Ивановна Фаличева, 1914 г.р.) – Слова заговора раскрывают смысл обряда.

В августе 2002 года от Ангелины Петровны Голубевой мы записали, что раньше хозяйки, перед тем как выпускать скотину в первый раз, потуже затягивали на себе пояса. Сама она это делает и до сих пор, завязывая обыкновенный ситцевый пояс от платья.

Исполнители:

Голубева Надежда Николаевна, 1960 г.р,, с. Воскресенское, Воскресенский с/с. 

Фаличева Анна Ивановна, 1914 г.р., д. Надпорожье, Ивановский с/с. 

 

Из доклада Кулевой Марии "Обрядовые функции пояса и полотенца"

Научный руководитель Кузьмина Т. А.

(по экспедиционным материалам МУК ЧМР «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»)

 

05-05-2015
Игры с мячами
05-05-2015

На Руси игры в мячи были одними из любимых для детей и взрослых.

Мячи делались из разных материалов: из тряпки с тряпочной же набивкой; из кожи, набитые шерстью или конским волосом; из узких переплетенных полос коры липы, ивы, берёзы, обычно полые внутри или набитые песком - мяч дальше летел и годился для игры ногами. В экспедициях мы узнали, что ещё в послевоенные годы делали лоскутные мячи и набивали их – шерстью, опилками, куделью, лоскутиками. 

Вот, например, одна интересная пасхальная игра с мячами, записанная нами в Вашкинском районе: 

Игроки выкладывали яйца в одну линию перед собой и с отмеченного расстояния мячом пытались выбить их. В другой игре: мяч кидали в стенку разными способами. Например, мяч кидали в стену из-за плеча, через ногу, обернувшись вокруг себя, хлопнув в ладони три раза и т.д. 

Также очень популярна была игра «В лунки», которая записана в Череповецком районе от Цветковой Зои Ивановны 1932г.р. Для этой игры все игроки вставали вокруг, выбирая водящего. Каждый игрок капал небольшую ямку, в которую водящий должен был загнать тряпичный мячик. Задача игрока – защитить свою лунку, он это делал с помощью обычной палки или неширокой деревянной лопатки, которой отбивали мяч. 

(по экспедиционным материалам МУК ЧМР «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»)

Из доклада Прохоровой Натальи «Старинная детская игрушка: тряпичные мячики» 

Научный руководитель: Кузьмина Т. А. 

 

 

Существовал запрет на тканье в воскресенье.


Из наших экспедиционных записей: "Против воскресенья не ткали", "В воскресенье не ткали, ведь святой день"

"Как-то раз бабке нужно было соткать тканину до Христова дня, но никак она не успевала. И села-то она ткать против воскресенья. Ткет она, ткет и тут приходит к ней какая-то женщина и говорит:
" Матушка, ты, погляди-ка, устала. У тя ажь ноги-то озябли. Давай иди на печке погрейся. а я потку. Залезла на печку и слышит, что только берда трещат, взглянула с печи, а там ноги огненные на подножках. Женщина перепугалась и начала молитвы читать. Три молитвы пропела и сразу кросна треснули и все ушло. 


Исполнитель Палузина С. В., 1910 г.р. Череповецкий р-н, д. Захарино 

Из доклада Кулевой Марии "Обрядовые функции пояса и полотенца"

Научный руководитель Кузьмина Т. А.

(по экспедиционным материалам МУК ЧМР «Межпоселенческий центр традиционной народной культуры»)